Высшее образование в Швеции и Нидерландах

Высшее образование в Швеции и Нидерландах

Высшее образование в Швеции и Нидерландах

Получение высшего образования во всем мире является одним из способов борьбы с бедностью. Поэтому его доступность для широких слоев населения считается прерогативой любого правительства. Чем более развитыми являются общественные отношения, тем более ответственно правящие элиты подходят к тому, чтобы разрыв между наиболее и наименее обеспеченными общественными классами не был вызывающе велик. Для того, чтобы население с низкими доходами могло получать высшее образование, национальными государственными и частными организациями разрабатываются специальные программы, которые предоставляют специальные гранты или полностью покрывают обучение в высших учебных заведениях для студентов из семей, не имеющих возможности оплатить самостоятельно свою учебу.

На тему, как обстоят дела с доступностью высшего образования в ряде развитых стран, провел исследование Институт образовательной политики (Educational Policy Institute — EPI). Это негосударственная некоммерческая организация, которая ставит своей основной задачей проведение исследований с целью обеспечения образовательных возможностей для всех студентов. Имея офисы в Вашингтоне и Торонто, институт объединяет исследователей и аналитиков из различных стран мира. Своей миссией институт считает расширение возможностей получения образования для представителей низкооплачиваемых слоев и других групп населения, не заинтересованных в получении образования.

Первый отчет, озаглавленный Global Higher Education Report 2005, был создан институтом и доведен до сведения всех интересующихся этим вопросом совсем недавно в середине апреля этого года. Хотя исследование не касалось России напрямую, полагаю, что его данные будут интересны нашим читателям.

Исследователи проводили свою работу по двум показателям привлекательности и доступности получения высшего образования в ведущих экономически развитых странах мира.

Для вычисления индикатора привлекательности аналитиками была использована оригинальная методика, за основу которой авторы взяли возможность заплатить (&ldquo,Ability to Pay&rdquo, — ATP).

После изучения различных источников исследователи остановились на ряде индикаторов привлекательности получения высшего образования в той или иной стране:

1 Стоимость получения образования, включая расходы на учебники, как процент от ATP.

2 Общая стоимость обучения, проживания и бытовых расходов как процент от ATP.

3 Чистая стоимость после вычетов полученных грантов как процент от ATP

4 Чистая стоимость после вычетов налогов или государственной поддержки как процент от ATP

5 Займы как процент от ATP

Создатели отчета на первые места по дешевизне получения образования поставили Финляндию, Бельгию и Швецию, потому что там не существует платы за образование. В Германии, Франции и Ирландии, также странах с бесплатным образованием (речь идет о местных студентах) стоимость получения образования выше за счет регистрационных сборов и расходов на учебные пособия. Италия, Нидерланды и Австрия были определены как страны с низкими расходами на образование, тогда как к среднестоимостным были отнесены Австралия, Новая Зеландия, Великобритания и Канада. США и Япония получили статус стран с наиболее высокой стоимостью получения высшего образования.

Стоимость получения образования (в национальных валютах)

Высшее образование в Швеции и Нидерландах