СПОСОБСТВУЕТ ЛИ СИСТЕМА КРЕДИТОВ

СПОСОБСТВУЕТ ЛИ СИСТЕМА КРЕДИТОВ

Похожие темы

Текст

научной работы на тему СПОСОБСТВУЕТ ЛИ СИСТЕМА КРЕДИТОВ НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ? ОЦЕНКА НА ОСНОВЕ ОПЫТА КИМЭП. Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика

СПОСОБСТВУЕТ ЛИ СИСТЕМА КРЕДИТОВ НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ?

ОЦЕНКА НА ОСНОВЕ ОПЫТА КИМЭП

М. Кайназарова, А. Берниязова В. Красникова, М. Берниязова

Статья посвящена рассмотрению влияния системы кредитов на формирование установок и практик в области непрерывного образования на примере студентов и выпускников Казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования (далее -КИМЭП). КИМЭП, основанный в 1992 г. указом Президента Назарбаева, стал полигоном нововведений в национальной системе образования: впервые были введены программы подготовки магистров и бакалавров по западной модели, в полном объеме внедрена система кредитов, преподавание ведется на английском языке, работают квалифицированные приглашенные преподаватели международного уровня. Внедрение в КИМЭП системы кредитов обусловило формирование среды на основе новой парадигмы, позволяющей студентам самостоятельно планировать свою программу обучения и способствующей развитию личной мотивации к учебе и ответственности за принятие самостоятельных академических решений.

Процесс поддержки. Программы, предлагаемые КИМЭП, включают как стандартное обучение на основе системы кредитов (бакалавр, магистр, доктор), так и ряд других форм профессиональной подготовки. Данная структура позволяет студентам планировать собственный образовательный опыт и управлять его темпами параллельно с трудовой деятельностью. Вуз использует систему, стимулирующую развитие самостоятельности студентов в ходе учебного процесса: студент сам выбирает предметы и количество курсов, которые будет изучать в течение того или иного семестра. Благодаря консультациям, предоставляемым на постоянной основе специальным центром и представителями профессорскопреподавательского состава, студенты получают информацию, необходимую для принятия взвешенных решений. Согласно результатам недавно проведенного исследования, студенты сами решают вопрос о поступлении в институт, стремясь к получению хороших карьерных перспектив (3,32 балла из 4,00) и личному развитию (3,26). Студенты высоко оценивают поддержку со стороны преподавателей (3,07) и считают, что образование на основе системы кредитов стимулирует их интерес к изучению иностранных языков и культуры (3,22). После окончания КИМЭП многие выпускники про-

327

должают поддерживать отношения с институтом по ряду различных направлений, таких как участие в исследовании, Информационный бюллетень КИМЭП, работа в Ассоциации выпускников, возможность доступа к ресурсам института (например, в библиотеку, спортивный центр), участие в академических мероприятиях и конференциях, выступление в качестве приглашенных лекторов и т. п. Результаты регулярного исследования выпускников КИМЭП подтверждают заинтересованность выпускников в сохранении связей со своей альма-матер с точки зрения профессионального и карьерного развития: более 55 % выпускников посещают вуз после его окончания для участия в профессиональных семинарах и/или открытых лекциях (

30 %), общения с однокурсниками (

20 %) и сетевого взаимодействия в рамках трудовой деятельности (

15 %).

Развитие способностей и мотивации к учебе. В рамках системы кредитов на базе института студенты не только приобретают специальные знания, но и развивают способности к получению множества важных навыков: (а) профессиональных — благодаря стажировкам, участию в программах «работа и учеба» и в студенческих организациях, (б) связанных с карьерой — с помощью семинаров по бизнес-этикету, поиску работы и сетевому взаимодействию и др., (в) межкультурного общения и терпимости — путем обучения в многокультурной среде и др. Ежегодно решение о продолжении учебы принимают более 10 % выпускников. Основными факторами мотивации является желание пройти обучение на продвинутом уровне (

30%), стимулирование карьерного роста (

25%) или непрерывное личное развитие (

15%). Для подтверждения стремления к продолжению образования можно процитировать несколько высказываний выпускников: (а) «КИМЭП дал мне хороший старт: благодаря ему я открыла для себя возможность международной академической карьеры» (Дана Минбаева), (б) «Поучившись в США и Нидерландах, могу утверждать, что уровень образования в КИМЭП соответствует международным стандартам» (Азат Абдибеков). Работодатели выпускников КИМЭП также отмечают их интеллектуальную любознательность и стремление учиться, высоко оценивая их способность и готовность к обучению (4,29 из 5,00 баллов), умение формулировать проблему (4,15), творческий потенциал (4,15), а также гибкость при приспособлении к новым требованиям работы (4,15, КИМЭП 2008).

Развитие потенциала человека. Благоприятная учебная среда на основе кредитов, а также навыки и мотивация к учебе, полученные в КИМЭП, помогают выпускникам стремиться к новым знаниям, получать их и уверенно применять в различных сферах жизни.

328

С профессиональной точки зрения, выпускники считают, что образование помогло им овладеть ценными умениями и методами работы, (а) «КИМЭП открыл для меня мир, полный возможностей, придал уверенности и наделил навыками, помогающими строить карьеру» (Дуйсен Копабаев, магистр 2001 г. выпуска, генеральный менеджер компании «Мэрск Силенд Казахстан»), (б) «Проекты, сроки, работа в команде и презентации — все это помогло мне стать организованным, ответственным и целеустремленным человеком» (Гульмара Рысбекова, MBA-2007, начальник отдела управления развитием услуг портала Homebank.kz Казкоммерцбанка). В целом, по мнению выпускников, их академический опыт способствовал общему личному развитию: (а) «КИМЭП дает хороший толчок к развитию в различных сферах жизни — как профессиональной, так и личной, мотивируя и стимулируя развитие активной жизненной позиции» (Венера Юсупова, бакалавр, выпускница 2008 г. менеджер по работе с клиентами, Events компании «Progression CA»), (б) «На самом деле, КИМЭП — это гораздо больше, чем просто высшее учебное заведение: это рынок, на котором вы учитесь выживать в условиях жесткой конкуренции, это школа жизни, которая учит преодолевать различные трудности и добиваться желаемых результатов, а также это общество, в котором вы знакомитесь и строите отношения с множеством интересных и очень разных людей» (Земфира Шамилева, бакалавр, выпускница 2008 г. старший финансовый аналитик ТОО «Тенгизшевройл»).

Рассмотренный опыт КИМЭП — первого казахстанского института, использующего систему кредитов, — свидетельствует о положительном влиянии высшего образования на основе кредитов на студентов с точки зрения возможностей и мотивации к образованию на протяжении всей жизни, что соответствует реализации концепции непрерывного образования. Работа подтверждает указанную взаимосвязь на основе практических материалов: оценок работодателей, результатов регулярных исследований студентов и выпускников, а также мнений выдающихся выпускников прошлых лет.

СПОСОБСТВУЕТ ЛИ СИСТЕМА КРЕДИТОВ