Современное состояние образовательного кредитовани

Современное состояние образовательного кредитовани

Современное состояние образовательного кредитования в России

By iosiweb on Fri, 15/05/2015 — 10:04

А.В. Михайлова, бакалавр 3 курс,

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (МарГУ),

научный руководитель А.П. Суворова.

Все люди имеют потребности, которые можно охарактеризовать как состояние, стимулирующее деятельность, направленную на устранение недостатка в чем-либо. Они возникают в зависимости от этапа нашей жизни.

Существует общепризнанная классификация потребностей – пирамида потребностей А. Маслоу. Он выделяет 5 уровней потребностей:

  1. физиологические,
  2. потребность в безопасности,
  3. социальные чувства социального взаимодействия, при­вязанности и поддержки,
  4. потребность в самоуважение и признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост,
  5. потребность в самовыражении [1].

Первые две А. Маслоу отнес к первичным, остальные – ко вторичным. Среди вторичных особое место занимают образовательные услуги. Статистика гласит, что в 2011 году более половины населения России в возрасте от 25 до 64 лет имели высшее образования. Кроме того, почти 95% взрослого населения имели среднеспециальное образование. По данным последнего доклада Организации экономического сотрудничества и развития по состоянию на 2011 г. 53,5% взрослого населения России имели дипломы о высшем образовании, эквивалентные дипломам о высшем образовании в США. Это считается самым высоким процентом среди развитых стран ОЭС.

В условиях кризиса в экономике потребности населения всех возрастных категорий связаны с их будущими профессиональными планами. Потребности в образовании являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом [2].

Результаты исследований Центра социального прогнозирования и маркетинга [3], приведенные на рис. 1 и 2, выявили тенденцию к сокращению количества обучающихся. Одним из основных факторов, повлиявших на такую динамику, как известно, является «демографическая яма».

Рисунок 1 – Численность студентов в учреждениях РФ, реализующих программу среднего профессионального образования, тыс. человек

Рисунок 2 – Численность студентов в учреждениях РФ, реализующих программу высшего профессионального образования, тыс. человек

Следует отметить, что в последние годы российское образование претерпело значительные изменения. Этому во многом способствовала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. Актуальность темы обусловлена развитием информационной эпохи, сопровождающаяся предоставлением образовательного кредита.

Кредитом на образование можно назвать заимствование в банке, полученное для покрытия расходов при получении образования в учебном заведении. Во-первых, для заемщика кредит представляет собой капиталовложение в собственное обучение. Во-вторых, привлеченные финансы, служат ресурсом увеличения качества образования с точки зрения образовательного учреждения.

За предшествующие годы большое количество студентов использовало образовательный кредит, но экономический кризис подредактировал замыслы государственных чиновников, желающих развивать новый сектор российской индустрии образования. Одни банки приостановили субсидирование по образовательным программам, другие усилили запросы к заемщикам. Но возможности получения займа на образованные услуги все-таки есть.

Таблица 1 – Количество студентов, обучающихся в кредит в РФ

Современное состояние образовательного кредитовани
Современное состояние образовательного кредитовани