Российско — Итальянский Университет

Российско - Итальянский Университет

Трансфер образовательных кредитов

Для целей согласования образовательных систем в странах Европейского Сообщества разрабатывается программа по созданию единой Европейской Системы Трансфера Кредитов ( European Credit Transfer System — ECTS), на базе которой становится возможной кооперация высших учебных заведений в области совместной учебной деятельности по реализации так называемого распределенного образования, когда студент получает возможность реализовать свой учебный план в нескольких вузах.

Система ECTS сочетает децентрализацию управления с общим знаменателем, позволяющим на единой основе обеспечить согласование деятельности участников. Таким единым базисом являются:

  • система измерения учебной нагрузки посредством универсальной единицы измерения, именуемой кредитом ,
  • единая шкала оценивания знаний студентов и принципы пересчета оценок из национальной системы в шкалу ECTS,
  • унифицированный пакет нормативно-правовой документации, регулирующей процесс кооперации, права и обязанности участников процесса.

Кратко остановимся на основных составляющих указанного базиса.

Система ECTS не предусматривает никакой регламентации содержания и форм проведения отдельных учебных курсов, Вместо этого вводится оценка трудоемкости курса в специальных единицах — кредитах ECTS. Слово кредиты не несет никакого финансового оттенка и в отношении конкретного курса является числовой величиной в пределах от 1 до 60, описывающей нагрузку студента, необходимую для полного завершения курса. Эта величина характеризует количество работы, которую должен затратить студент на изучение дисциплины, относительно полного объема учебной работы, выполняемого студентом в течение всего академического (учебного) года, включая все виды учебной деятельности: лекции, практические и лабораторные работы, семинары, самоподготовку, экзамены и т.п. Таким образом, схема оценки не ограничивается только контактными часами, а основана на полной загрузке студента в течение учебного года, которая оценивается величиной в 60 кредитов. Обычно эти кредиты распределяются равномерно по семестрам (по 30 кредитов на каждый) или триместрам (20 кредитов на триместр). В целом, кредиты ECTS позволяют обеспечить взаимное согласование и признание результатов обучения студента в различных вузах.

Высшее учебное заведение, применяющее систему ECTS, готовит пакет документов (информационный пакет), содержащий полный набор сведений об обучении в данном вузе в рамках системы. В состав пакета входят:

  • сведения о вузе (наименование и адрес, академический календарь, т.е. даты начала и окончания семестров, сессий и каникул, учебный план и т.п., данные о подразделении, осуществляющем программу ECTS, общее описание вуза, процедура регистрации участников программы),
  • общая практическая информация (правила и стоимость проживания, размещение, инфраструктура, например, библиотеки, компьютерные центры, лаборатории, медицинские службы, возможности для отдыха и спорта и пр.)
  • описания учебных курсов, которые являются важнейшей частью информационного пакета. В отношении каждого курса необходимо указать следующие характеристики: наименование курса, краткое содержание, т.е. сжатую программу курса, структуру (лекции, практика и т.д.) и объем курса в часах, а также его календарную позицию в учебном плане, оценка курса в кредитах ECTS, сведения о коллективе преподавателей, обеспечивающих курс, уровень требований, включая уровень предварительных знаний, система и формы итогового контроля знаний студента (устные или письменные экзамены, контрольные работы, курсовые проекты, дипломы и т.п.) и сроки их проведения,
  • документы, определяющие подачу заявки, содержание и сроки обучения (Соглашение об обучении), сведения о прослушанных и сданных курсах (аналог нашей выписки из зачетной книжки) и другие документы, необходимые для проживания и обучения в принимающем вузе.

    Полный и тщательно составленный информационный пакет позволяет учесть все аспекты пребывания и обучения студента ECTS.

    Как уже отмечалось, основная цель системы ECTS заключается во взаимном признании результатов обучения в разных вузах посредством общего способа измерения и сравнения учебных достижений студента и передачи этих результатов из одного образовательного учреждения в другое. Введение на этом пути кредитов позволяет учесть количество работы студента, но не ее качество, которое традиционно оценивается принятой системой оценок. К сожалению, каждая отдельная страна использует свою собственную систему оценки знаний, и разброс здесь очень велик (от 30-балльной в Италии до 3-балльной в Швейцарии). С целью сопряжения указанных систем в рамках ECTS было проведено экспертно-статистическое оценивание уровня знаний студентов в 84 институтах разных стран и была предложена следующая шкала оценок.