Правовой режим бюджетного кредитования

Правовой режим бюджетного кредитования

Правовой режим бюджетного кредитования

Читайте также:

Средства из бюджетов всех уровней выделяются не только на безвозвратных и безвозмездных условиях, но и путем предос­тавления денежных средств на возвратной, срочной и (или) воз­мездной основах. К числу возвратных расходов бюджетов отно­сится бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юри­дическим лицам на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ). Аналогичное содержание в рассматриваемое понятие вкладыва­ется и бюджетным законодательством субъектов РФ1.

Юридическими признаками бюджетного кредита являются возмездность и возвратность. Возмездность выражается в начис­лении процентов к основному долгу, которые, как и сумма по­гашения, вносятся в соответствующий бюджет.

Глава 10. Правовые основы расходов бюджетов

1 См. например: Закон Московской области от 12 октября 1995 г. № 31/95-03 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Мос­ковской области», ст. 6 Бюджетного кодекса Хабаровского края.

Бюджетный кредит выделяется: юридическим лицам, не яв­ляющимся государственными или муниципальными унитарны­ми предприятиями (ст. 76 БК РФ), государственным и муници­пальным унитарным предприятиям (ст. 77 БК РФ), бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (ст. 133 БК РФ).

По общему правилу юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предпри­ятиями, бюджетный кредит предоставляется только на условиях возвратности, возмездности, а также на условии 100-процент­ного имущественного обеспечения заемщиком исполнения сво­его обязательства по возврату кредита. Данное правило может детализироваться в ежегодных законах (решениях) о бюджете. Например, ст. 59 Федерального закона «О федеральном бюдже­те на 2001 год» обязывала Правительство РФ выдавать бюджет­ные кредиты российским юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предпри­ятиями, бюджетными организациями, только под банковские гарантии, поручительства или залог имущества в размере 100 процентов выделяемых кредитов с учетом начисленных про­центов по ним.

Обязательным условием предоставления бюджетного креди­та указанной группе юридических лиц является проведение предварительной проверки их финансового состояния. Провер­ка осуществляется финансовым органом или по его поручению иным уполномоченным органом. Бюджетный кредит предостав­ляется только юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным сред­ствам на возвратной основе. Правовое оформление бюджетного кредита негосударственным или немуниципальным юридичес­ким лицам осуществляется в виде гражданско-правового дого­вора.

Основные условия предоставления бюджетных кредитов оп­ределяются при утверждении бюджета на очередной финансо­вый год (цели кредитования, порядок, лимиты, сроки предос­тавления, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов). Так, согласно ст. 70 Федерального зако­на «О федеральном бюджете на 2003 год» Правительство РФ определяет порядок возмещения части затрат на уплату процен­тов по кредитам, полученным в 2003 г. в российских кредитных организациях организациями угольной промышленности, объе-

Финансовое право России. Особенная часть

динению «Гознак» на приобретение специального оборудова­ния, предназначенного для производства защищенной от под­делок бумаги, полиграфической и монетно-орденской продук­ции, сельскохозяйственным товаропроизводителям и организа­циям агропромышленного комплекса.

Целевое использование бюджетного кредита контролируется уполномоченными государственными или муниципальными органами. Нецелевое использование бюджетного кредита обра­зует состав правонарушения и влечет применение к заемщику мер финансовой ответственности. Так, ст. 73 указанного Феде­рального закона применительно к данной ситуации устанавли­вает санкцию в виде штрафа в размере двойной учетной ставки Центрального банка РФ. БК РФ устанавливает меры ответствен­ности должностных лиц финансовых органов за нарушение ус­тановленного порядка предоставления бюджетных кредитов, а также за выдачу кредита под обеспечение низколиквидным имуществом.

Бюджетные кредиты государственным и муниципальным уни­тарным предприятиям выделяются также на условиях возвратно­сти и срочности, но не всегда на условиях платности. Названные заемщики обязаны предоставлять информацию и отчет об ис­пользовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюд­жет, и контрольные органы законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления соответственно.

Бюджетный кредит, предоставляемый бюджету другого уров­ня, является не только формой финансирования расходов бюд­жета, но и одновременно формой финансовой помощи (ст. 133 БК РФ). Впервые правовое оформление межбюджетного креди­тования в РСФСР было осуществлено в 1961 г. Законом РСФСР «О бюджетных правах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Автономных Советских Социа­листических Республик и местных Советов народных депута­тов» (ст. 76)’.

Правовое содержание межбюджетных кредитов устанавлива­ется БК РФ с последующей детализацией в соответствующем законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год. Порядок предоставления бюджетных кредитов из федерального

Глава 10. Правовые основы расходов бюджетов

бюджета определяется Правительством РФ. Таким образом, ус­ловия договоров межбюджетного кредитования полностью за­висят от властвующего субъекта данных правоотношений — Российской Федерации в лице Федерального Собрания РФ и Правительства РФ. В то же время инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов РФ в лице их исполнительных органов (п.’З ст. 104, п. 1 ст. 137 БК РФ), однако все последующие условия договоров определяются Правительством РФ.

Элементом правовой характеристики межбюджетного креди­та является целенаправленность привлекаемых средств. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования рас­ходов бюджетов субъектов РФ по погашению возникших долго­вых обязательств (п. 1 ст. 104 БК РФ)1.

Правовое оформление межбюджетного кредитования осуще­ствляется в виде договоров и соглашений, представляющих со­бой форму долговых обязательств Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а объем основ­ного долга по названным обязательствам включается в объем государственного (муниципального) долга заимствующей тер­ритории (п. 3, 4 ст. 99 БК РФ)2. Сведения об осуществленных заимствованиях вносятся в соответствующую государственную (муниципальную) долговую книгу (ст. 121 БК РФ)3.

Законодательством не определяется срок возврата бюджетно­го кредита. Б К РФ и бюджетные правовые акты субъектов РФ устанавливают только максимальный срок погашения долговых обязательств субъекта РФ — 30 лет, предоставляя сторонам по договору (соглашению) займа право самостоятельно определять сроки погашения бюджетного кредита (п. 4 ст. 99 БК РФ)4.

1 ВВС РСФСР. 1961. № 48. Ст. 674.

1 См. также ст 3 Закона Архангельской области от 6 июля 1999 г. № 135-23-ОЗ «О государственном долге Архангельской области» с по­следующими изменениями.

2 См. также п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Хабаровского края, ст. 2 Закона Республики Татарстан «О государственном долге Республики Татарстан».

3 См. также ст. 103 Бюджетного кодекса Хабаровского края.

4 См. также ст. 4 Закона Архангельской области «О государствен­ном долге Архангельской области»

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 11. Бюджетная компетенция (права)

В современных условиях финансирование расходов бюдже­тов на возвратной основе приобретает существенное значение, поскольку, с одной стороны, позволяет государству (муници­пальному образованию) материально поддерживать юридичес­ких лиц всех форм собственности и территориальные образова­ния, а с другой — сохранять право собственности на бюджетные денежные средства.

Правовой режим бюджетного кредитования