Поговорим о КитаеПоговорим об образовании

Поговорим о КитаеПоговорим об образовании

Внимание! Для прослушивания передач МРК вы можете использовать проигрыватель Media Player

Уважаемые радиослушатели, итак, в нашей сегодняшней передаче мы продолжаем начатый нами разговор о системе образования в Китае. Напомним, что в прошлой передаче мы отметили основные этапы образования, обозначили некоторые цифры, а также осветили некоторые отличия китайской системы образования от ее российского собрата.

Итак, напомним, что сегодня система образования в Китае выглядит следующим образом. 9 лет – обязательное, 12 лет – полное среднее. После окончания 12-летки можно поступать в высшее учебное заведение. В начале реформ в вузы поступало около 4–5% учащихся, с начала 1990-х годов этот показатель увеличился до 18–19%. Однако для сельских жителей высшее образование по-прежнему малодоступно, так как бесплатных вузов в стране сейчас нет вообще. Правда, существует система социальных и поощрительных стипендий, а также отмена платы за обучение для особо талантливых.

В Китае удачно работает система образовательных кредитов. Процентная ставка гораздо ниже, чем в России. Государство гасит 50% кредита. Поэтому в Китае кредитом пользуются около 12% студентов. Но надо отметить, что проблема возврата кредита стоит так же остро, как и в России.

Среднее профессиональное образование в Китае соответствует нашему начальному профессиональному образованию. А вот российское среднее профессиональное образование можно сравнить с высшими профессиональными колледжами в Китае. Эта система очень напоминает немецкую систему высших профессиональных школ. Существует сейчас и огромное количество (60%) среди вузов так называемых высших краткосрочных профессиональных учреждений, обучение в которых составляет 2–3 года.

Что касается выпускных и вступительных экзаменов, то в Китае действует система единого общегосударственного экзамена, чем-то схожая с нашей системой ЕГЭ. При сдаче этого экзамена абитуриенты выбирают несколько приоритетных для себя вузов и, если это возможно, в дальнейшем зачисляются в один из них – в зависимости от количества набранных баллов.

Вот с чем в Китае проблем нет, так это с общежитиями. Все университеты имеют свои кампусы, т.е. студенческие городки, где в обязательном порядке живут все учащиеся, вне зависимости от того, приехали ли они из другого города или являются жителями города, в котором учатся. Малообеспеченные студенты часто получают работу прямо в кампусе.

По прогнозам экспертов, к 2020 г. для эффективного управления быстрорастущей экономикой Китаю понадобится в 15 раз больше управленцев, чем сейчас. Для исполнительных китайцев это не просто информация к размышлению, а прямое руководство к действию. Не случайно ежегодные затраты на образовательные программы и инфраструктуру в стране уже сопоставимы с годовым бюджетом России, а доля Китая на мировом рынке обучения студентов-иностранцев превышает российскую почти в два раза.

При этом популярность китайских образовательных услуг в ближайшие годы будет только расти, прогнозируют эксперты, отмечая, что качество обучения в Китае уже отвечает международным стандартам, а его стоимость меньше, чем в Европе, США и России. По данным Министерства образования КНР, за последние 20 лет Китай отправил в более чем 100 стран мира около 350 000 своих граждан и принял более 380 000 иностранцев. На сегодняшний день в Китае более 1500 университетов, 544 из которых обучают иностранцев разным дисциплинам и китайскому языку. По состоянию на 2008 г. в России насчитывалось 660 государственных и 474 коммерческих высших учебных заведений, подсчитал Росстат.

По данным Китайской ассоциации высшего образования, 2007 г. в стране обучалось 195 503 иностранных студента из 188 стран и регионов, в 2008 г. – около 200 000 человек.

Большинство из желающих получить высшее образование в Китае приезжают из Южной Кореи (33%), далее следуют Япония (9,5%), США (7,5%), Вьетнам (5%) и Таиланд (3,7%). Россиян – около 3,5%, или около 7000 студентов, включая тех, кто закончил языковые курсы (в 2006 г. их было 5035 человек), говорится в отчете ежегодника Китайское образование. Большинство русских предпочитает учить китайский в Пекине или Шанхае. Северо-Восток Китая – следующий по популярности, констатирует Канцелярия иностранных дел провинции Гуандун.

Согласно данным, совокупный объем расходов Китая на образование (без учета затрат на развитие инфраструктуры образовательных учреждений) в прошлом году составил $155-160 млрд. что вывело страну в число мировых лидеров по объемам финансирования образовательной деятельности. С учетом затрат на строительство школ, институтов и их модернизацию объем инвестиций удваивается. К слову, утвержденный на 2009 г. бюджет России – около $290 млрд. При этом годовой объем рынка образовательных услуг в КНР составляет около $1,2-1,3 млрд. ежегодный рост – 30%.

Доля Китая на мировом рынке обучения студентов-иностранцев превышает российскую почти в два раза. По данным Министерства образования и науки РФ, доля России на мировом рынке обучения студентов-иностранцев составляет сейчас 3%, Китая – 5%. Лидирует по этому показателю с 22% США.

Любопытно, что китайское правительство всячески стимулирует приезд иностранных студентов в КНР. Например, не только финансирует обучение своих граждан за рубежом (например, в 2004 г. было выдано 4150 грантов, в 2005 г. — уже 7245), но и поддерживает иностранных (в 2004 г. они получили 6163 гранта).

При этом к 2010 г. Китай в два раза увеличит квоты на получение правительственных стипендий для иностранных студентов. В 2007 г. такие стипендии выплачивались 10 000 иностранцам, проходящим обучение в вузах КНР. По словам ответственного секретаря Государственного комитета по распоряжению стипендиальным фондом Лю Цзинхуэя, эти меры позволят вузам Китая приобрести международный статус, стать стимулом для развития образования в стране.

Высокая потребность в квалифицированных специалистах заставила китайское руководство стимулировать повышение качества обучения при одновременном увеличении их количества. Текущий кризис может привести к некоторому спаду на рынке, так как уже сейчас в Китае наблюдается дефицит вакансий для выпускников вузов. Однако в среднесрочной перспективе двух-трех лет динамичное развитие данного рынка, очевидно, продолжится, этому уже способствует отмена ведомственных ограничений на прием иностранных студентов.

По мнению представителей Министерства образования КНР, причиной растущего интереса к обучению в Китае, является феноменальный рост экономики страны и понимание того, что знание китайского языка значительно расширяет карьерные возможности. Увеличившийся поток иностранных студентов отражает и возросший интерес к Китаю как к историческому и культурному центру Азии.