Финансы З. А. ЛУКЬЯНОВА, Т. К. ГОМАНОВА

Финансы З. А. ЛУКЬЯНОВА, Т. К. ГОМАНОВА

[Схема организационной структуры кредитной системы.]

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическим лицами. При этом государство выступает главным образом в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно у?же. Тем не менее, в последние годы финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило в России широкое развитие.

Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является государственный кредит.

Государственный кредит как экономическая категория это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.

Государственный кредит обеспечивает постоянный процесс финансирования различных потребностей государства. Правовой основой государственного кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений финансов и кредита и несет в себе основные черты и финансов, и кредита.

В качестве звена финансовой системы с помощью государственного кредита государство формирует и использует свои централизованные денежные фонды.

Государственный кредит имеет ряд специфических черт:

  • добровольный характер,
  • возвратный и платный характер,
  • все имущество, находящееся в собственности государства, служит его обеспечением,
  • целевой характер. Привлекаемые в результате государственного кредита средства направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность,
  • срочный характер. В Бюджетном кодексе оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет .

Государственный и муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, по которым Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную .

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет специфические особенности:

  • очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств,
  • охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств,
  • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Цели государственного и муниципального кредитования:

  • решение проблем финансирования бюджетного дефицита,
  • проведение региональной финансовокредитной политики, направленной на выравнивание социальноэкономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики,
  • поддержка муниципальных образований в решении неотложных социальноэкономических задач,
  • поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности. Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК).
Финансы З. А. ЛУКЬЯНОВА, Т. К. ГОМАНОВА