Двухуровневая система подготовки-СФ ГБОУ ВО МГПУ

Двухуровневая система подготовки-СФ ГБОУ ВО МГПУ

Двухуровневая система подготовки в университе

В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс, то есть в единое Европейское пространство высшего образования.

До 2010 года Россия полностью войдет в единое европейское пространство высшего образования, наши студенты смогут получать понятные в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов философии (PhD), полноправно участвовать в программах академической мобильности, которые, среди прочего, при благоприятных обстоятельствах позволят им за один период обучения получать сразу два и более дипломов о высшем образовании. Все выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.

Полученное российскими студентами образование станет понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, а также — помимо традиционных российских заказчиков — для иностранных менеджеров на территории России, чему будут способствовать не только единые названия образовательных степеней, но и уже упомянутое Европейское приложение к диплому.

Студент получит широкие возможности учиться по программам мобильности в течение семестра или года в зарубежных университетах, сравнить разные подходы к высшему образованию и ничего не досдавать, вернувшись в «свой» вуз.

Он сможет скорректировать выбор профессии или любого вуза при переходе с уровня на уровень — из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру.

Он сможет накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования и вообще для образования в течение всей жизни.

Он получит новые возможности для глубокого изучения иностранных языков как в «своем» вузе, так и в странах, где на этих языках говорят.

В нашем университете осуществляется набор на бакалавриат по следующим направлениям: лингвистика, педагогика, психология, менеджмент, реклама и связи с общественностью, юриспруденция, социология, социально-экономическое образование. В магистратуру — педагогическое и психолого-педагогическое образование.

Страны присоединяются к Болонской декларации на добровольной основе. Присоединившись к ней, они принимают на себя определенные обязательства.

По срокам эти обязательства оформлены следующим образом:

  • С 2005 года  начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов Европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра единого образца.
  • С 2005 года  начать вводить три уровня высшего образования: бакалавриат, магистратур, докторантуру.
  • До 2010 года  реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Обязательные параметры Болонского процесса

  • Трехуровневая система высшего образования.
  • Академические кредиты ECTS.
  • Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
  • Европейское приложение к диплому.
  • Контроль качества высшего образования.
  • Создание единого европейского исследовательского пространства.

Рекомендательные параметры Болонского процесса

  • Единые европейские оценки.
  • Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
  • Активная вовлеченность студентов.
  • Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
  • Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса

  • Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
  • Модульная система.
  • Дистанционное обучение, электронные курсы.
  • Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Культура Болонского процесса

Трехуровневая система высшего образования

  • Вводятся три уровня высшего образования:
  1. Первый уровень — бакалавриат (степень «бакалавр»).
  2. Второй уровень — магистратура (степень «магистр»).
  3. Третий уровень — докторантура (степень «доктор»).
  • Корректными в Болонском процессе признаны две модели организации национальной системы высшего образования (бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения): 3+2+3, 4+1+3
  • Предлагаемая российская модель 4+2+3 специфична.
  • Степень «специалист» в болонских документах не значится.
  • «Бакалавр» — самодостаточное высшее образование первого уровня.
  • Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать дипломы бакалавра.
  • Бакалавр не может поступать в докторантуру, минуя магистратуру.
  • Ученая степень (третий уровень высшего образования) называется «доктор наук» (ныне в России это «кандидат наук»).
  • Допускается введение в вузах «интегрированной магистратуры», когда абитуриент при поступлении в вуз добровольно обязуется получить степень магистра. При этом промежуточная степень бакалавра ему присваивается, однако диплом бакалавра не выдается до завершения полного курса обучения в магистратуре.
  • Академические кредиты

Академический кредит — единица трудоемкости учебного труда студента.

  • При расчете кредитов в трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка («контактные часы», по европейской терминологии), самостоятельная учебная работа студента, написание им рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ, магистерских и докторских диссертаций, прохождение практики, стажировок, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).
  • За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов ECTS.
  • За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов ECTS.
  • Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов ECTS (три года обучения). Степень бакалавра может присваиваться также при наборе студентом 240 кредитов ECTS (четыре года обучения).
  • Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (суммарно пять лет обучения).
  • Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается использовать при расчете кредитов за дисциплину суммарные величины, кратный 0,5 кредита, например, 2,5 кредита, 3,5 кредита и т.п.), так как сложение кредитов за семестр должно с обязательностью давать число 30 (то есть количество кратных 0,5 кредита дисциплин должно быть четным).
  • Кредиты начисляются после прохождения студентом соответствующего курса (нормы посещаемости определяет вуз) и успешной сдачи итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачета, теста и т.п.). Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается, но не гарантирует начисление кредитов.
  • Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от полученной в ходе итогового испытания оценки.
  • Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы при расчете кредитов в рамках Европейского пространства высшего образования не регламентируется.
Двухуровневая система подготовки-СФ ГБОУ ВО МГПУ