Бюджетное финансирование — Бюджетная система Росси

Бюджетное финансирование - Бюджетная система Росси

Бюджетное финансирование

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств организациям, предприятиям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы, формы и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют следующие принципы финансирования:

o получение максимального эффекта при минимуме затрат предполагает, что бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований,

o целевой характер использования бюджетных ассигнований означает, что юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований,

o предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований ставит в зависимость бюджетное финансирование от выполнения показателей и позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений,

o безвозвратность бюджетных ассигнований означает предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование путем выдачи бюджетных кредитов.

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный кредит может быть предоставлен РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством РФ на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Он предоставляется тем, кто не имеет просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на соответствующий срок.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита или договором.

Бюджетный кредит может бы ты предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя.

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и иных платежей уполномоченное лицо принимает меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета и местным бюджетам из бюджета субъекта РФ бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до трех лет.

Ранее предоставлялись бюджетные ссуды. Проценты по ним либо не взимались, либо взимались по низким ставкам. Они выдавались по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития, например, на финансирование:

o расходов на формирование федеральных продовольственных фондов,

o расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукции и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга),

o части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности.

В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки:

o бюджетные средства используются недостаточно эффективно,

o широко распространена практика нецелевого использования расходования бюджетных средств,

o бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики,

o не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения,

o продолжается списание долгов в аграрном секторе.