§ 6. Понятие и виды бюджетного кредитования Под бю

§ 6. Понятие и виды бюджетного кредитования Под бю

§ 6. Понятие и виды бюджетного кредитования

Под бюджетным кредитованием понимается предоставление финан­совых ресурсов юридическим лицам и бюджетам другого уровня на условиях срочности, платности и возвратности финансовых ресур­сов в целях обеспечения выполнения задач и функций бюджетами различных уровней, а также предприятиями и учреждениями.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный кредит определяется как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюдже­ту бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Предоставление бюджетного кредита осуществляется на основа­нии заключения соответствующего гражданско-правового договора. По общему правилу бюджетный кредит предоставляется на услови­ях возмездности, срочности, платности, возвратности и обеспечен­ности.

Основным условием предоставления бюджетного кредита являет­ся отсутствие у заемщика просроченной задолженности по денеж­ным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично­правовым образованием), а для юридических лиц — также по обя­зательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолжен­ности).

Кроме того, в отношении юридического лица — заемщика обя­зательно проведение предварительной проверки финансового состо­яния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его га­ранта или поручителя. Проверка финансового состояния, целевого использования бюджетного кредита, а также учет основного и обе­спечительных обязательств ведется в течение срока действия догово­ра о предоставлении бюджетного кредита.

В рамках управления бюджетными кредитами на основании по­ложений закона (решения) о бюджете, соответствующих норматив­ных правовых актов и соглашения между кредитором и заемщи­ком допускается реструктуризация обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту в виде отсрочек, рассрочек исполнения обяза­тельств, а также прекращение первоначального обязательства с заме­ной его другим обязательством между теми же лицами, предусматри­вающим иной предмет или способ исполнения.

Ряд особенностей бюджетного кредитования имеют бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Феде­рации и местным бюджетам.

Так, максимальный срок предоставления бюджетного кредита бюджету субъекта Российской Федерации составляет три года, более длительный срок допускается только при предоставлении бюджет­ных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кре­дитов (заимствований), и в случаях реструктуризации обязательств (задолженности) в пределах бюджетных ассигнований, утвержден­ных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Отметим, что бюджетные кредиты за счет средств целевых ино­странных кредитов (заимствований) предоставляются Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, сумма предоставляемого бюджетного кредита, срок кредитования, конечный получатель бюджетного кредита.

При неисполнении обязательств бюджетом субъекта Российской Федерации по возврату кредита сумма задолженности, проценты и штрафные санкции взыскиваются за счет межбюджетных трансфер­тов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специ­альными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

В отличие от бюджетных кредитов, предоставляемых бюдже­там субъектов Российской Федерации, бюджетные кредиты мест­ным бюджетам могут предоставляться из бюджета субъекта Россий­ской Федерации на срок не более трех лет, а взыскание задолженно­сти по просроченным платежам и штрафные санкции взыскиваются за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональ­ных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными на­логовыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет. В свою очередь, максимальный срок предоставления бюджетных кредитов бюджетам поселений из бюджетов муниципальных райо­нов также составляет три года.

Во всех перечисленных случаях основания, условия предо­ставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанав­ливаются соответствующими нормативными правовыми актами, му­ниципальными правовыми актами.

При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по це­левому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обя­зательств по предоставленным Российской Федерации государствен­ным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет:

1) удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюд­жеты,

2) взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (за исключени­ем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам).

Исковая давность, установленная гражданским законодатель­ством Российской Федерации, не распространяется на требования Российской Федерации в рамках предоставления бюджетных креди­тов и государственных гарантий. Уполномоченным органом по взы­сканию задолженности выступает Минфин России.

§ 6. Понятие и виды бюджетного кредитования Под бю