6.1.3. Поиск новой модели финансирования образован

6.1.3. Поиск новой модели финансирования образован

6.1.3. Поиск новой модели финансирования образования

В рамках социальной политики особое место занимает политика в области образования.

Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

В то же время реформы в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное, образование в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законодательством, содействовать развитиюсети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем), повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развитие, ‘содержания обучения и воспитательной работы, научной и финансово-хозяйственной деятельности. Особого внимания заслуживают вопросы дальнейшего развитии высшего и послевузовского образования, Что связано в первую очередь с введением платы за обучение при равном доступе граждан к этим формам образования.

Плата за обучение — в значительной степени основа экономической оценки каждым выпускником средней школы альтернатив своей дальнейшей жизненной и профессиональной карьеры: продолжить учебу в институте или сразу пойти работать. При этом учитывается не только реально сложившийся уровень платы за обучение, но и вероятные косвенные потерянные доходы, т.е. средства, которые он мог бы заработать за время учебы в вузе, а также перспективы трудоустройства.

В России в ближайшие годы возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного финансирования будут ограничены продолжающимся снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготовки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости диплома. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочного обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а возможности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях экономического кризиса. Поэтому необходима разработка новой модели финансирования высшей школы.

Прежде всего следует образовать федеральный внебюджетный фонд высшей школы для финансирования прежде всего вузов, готовящих специалистов для фундаментальных наук.

Размеры (абсолютные и относительные) этого фонда следует устанавливать в первоочередном порядке до утверждения других статей бюджета. Такой порядок исключит возможность исполнительных властей маневрировать ресурсами, направляемыми в высшую школу, урезать расходы на высшее образование в связи с изменением бюджетных приоритетов.

Создание федерального внебюджетного фонда особенно важно потому, что в последние годы сократился приток специалистов в науку. За счет данного фонда может осуществляться контрактная Под готовка студентов и аспирантов для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями. Кон трактная подготовка даст возможность в известной мере решить и про блему повышения заработной платы.

Кроме того, следует придать вузам статус некоммерческих организаций, что предполагает освобождение их от всех видов налогов, сборов и пошлин, (Предоставление в распоряжение ,вузов всей валютной выручки от их внешнеэкономической деятельности. В вечное пользование без права отчуждения вузам необходимо передать землю и другие ресурсы территории, на которой они расположены..

Наиболее гибким способом направления бюджетных средств для высшей школы является образовательный ваучер, предполагающий предоставление кредита на получение высшего образования. Система цен-

трализованного кредитования получения студентами высшего образования может быть разнообразной: безвозвратный кредит, льготный кредит, возвратный кредит.

Коммерциализацию высшего образования следует проводить наряду с обеспечением государственных гарантий его получения, в сочетании с развитием негосударственных учебных заведений. При создании новых вузов допустимы любые формы собственности, но существующие институты приватизировать нецелесообразно.

Государственная Дума в январе 1995 г. приняла законопроект «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», в соответствии с которым в течение трех лет запрещена приватизация учебных заведений. Необходимо предусмотреть, чтобы для строительства новых вузов земельные участки выделялись государственными органами бесплатно на приоритетной основе.

Коммерциализация системы высшего образования может осуществляться путем передачи функций владения и использования вузовской инфраструктуры через арендно-лизинговые отношения. При этом государство продолжает оставаться собственником этой вузовской инфраструктуры, а вузы получают финансовую и экономическую самостоятельность.

Чтобы исключить возможность вмешательства властных структур в деятельность вузов и сохранить их автономию, целесообразно создавать независимые от правительства экспертные советы по высшей школе, которые имели бы право самостоятельно расходовать направляемые на развитие и функционирование высшей школы средства.

6.1.3. Поиск новой модели финансирования образован
6.1.3. Поиск новой модели финансирования образован